Оценка запасов ФСБУ 5/2019 - Информационные бизнес-технологии. Оценка. Экспертиза

Перейти к контенту
Оценка запасов по ФСБУ 5/2019
С бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год порядок учета запасов должен быть организован в соответствии с ФСБУ 5/2019 (п. 2 приказа Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 1 ФСБУ 5/2019).
Основные новации ФСБУ 5/2019 и отличия от ПБУ 5/01 подробно изложены в информационном сообщении Минфина России от 10.04.2020 № ИС-учет-27 (см. minfin.ru).
Кроме бюджетных организаций Стандарт может не применяться (п. 2 ФСБУ 5/2019)
  • микропредприятиями (за исключением тех, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета);
  • в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд.
Наибольший интерес представлляет оценка после признания (принятия к учету) запасов.
Оценка после признания (принятия к учету) запасов
 Нормами ФСБУ 5/2019 порядок оценки запасов после признания изменен. Запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
  • фактическая себестоимость запасов;
  • чистая стоимость продажи запасов.
 Чистая стоимость продажи запасов определяется по правилам, приведенным в пункте 29 ФСБУ 5/2019. В общем случае чистая стоимость продажи запасов определяется как предполагаемая цена, по которой организация может продать такие запасы за вычетом предполагаемых затрат, необходимых для их производства, подготовки к продаже и осуществления продажи.
 Чистую стоимость сырья, материалов, покупных полуфабрикатов определить сложнее: необходимо рассчитать долю предполагаемой цены, по которой организация может продать готовую продукцию (работы, услуги), в производстве которых используются эти запасы. В тех случаях, когда определить указанную величину затруднительно, за чистую стоимость продажи запасов может быть принята цена, по которой возможно приобрести аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату.
 Если в результате произведенной оценки фактическая себестоимость запасов превысит чистую стоимость продажи запасов, организация должна будет создать резерв под обесценение запасов, который рассчитывается как разница между этими двумя величинами (п. 30 ФСБУ 5/2019).
 Если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение:
  • продолжает снижаться, то балансовая стоимость таких запасов уменьшается до их чистой стоимости продажи путем увеличения резерва под обесценение;
  • повышается, то балансовая стоимость таких запасов увеличивается до их чистой стоимости продажи за счет восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости).
 Величина обесценения запасов признается расходом периода, в котором создан или увеличен резерв под их обесценение. Величина восстановления резерва относится на уменьшение суммы расходов по обычным видам деятельности, признанных в этом же периоде (п. 31 ФСБУ 5/2019). Таким образом, для выполнения требований ФСБУ 5/2019 на отчетную дату необходимо:
  • проверять состояние запасов на предмет их обесценения;
  • по тем запасам, которые имеют признаки обесценения, определять их чистую стоимость продажи;
  • создавать резерв под обесценение на величину превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи;
  • отражать сумму резерва в составе расходов по обычным видам деятельности.
 Помимо этого, требуется контролировать величину обесценения по мере выбытия запасов (в том числе при их реализации), под обесценение которых был создан резерв.
 В бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом существенности должна раскрываться следующая информация (пп. "б" и "в" п. 45 ФСБУ 5/2019):
  • остатки запасов в разрезе фактической себестоимости и обесценения на начало и конец отчетного периода и движения запасов за отчетный период;
  • причины, которые привели к увеличению чистой стоимости продажи запасов при восстановлении ранее созданного резерва под обесценение.
 Данная информация указывается в подразделе 4.1 "Наличие и движение запасов" пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
 Кроме себестоимости запасов на начало и конец отчетного года в этом подразделе отражается информация о создании и восстановлении резерва под снижение стоимости МПЗ (то есть под обесценение запасов в терминах ФСБУ 5/2019).
 При этом отдельно раскрываются величины уменьшения резерва, связанного:
  • с выбытием запасов;
  • убытками от снижения стоимости запасов.
 В налоговом учете резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов не создается. Поэтому при создании (увеличении) резерва под обесценение запасов возникает вычитаемая временная разница, а в учете отражается отложенный налоговый актив (ОНА) (п.п. 11, 14 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н в ред. приказа от 20.11.2018 № 236н). При восстановлении резерва или при выбытии запасов ОНА погашается.
Проверка запасов на обесценение
 Компаниям, которые обязаны проверять запасы на обесценение (а это крупные и средние предприятия или предприятия, подпадающие под обязательный аудит), прежде всего необходимо определить признаки обесценения, на основании которых будет осуществлена проверка запасов. Таких признаков может быть достаточно много. В зависимости от специфики конкретного предприятия каждая организация должна самостоятельно определить критерии обесценения запасов и закрепить их в учетной политике.
 Признаком обесценения может быть, например, длительное время нахождения запасов на предприятии. Выявить этот факт можно по данным учета. Достаточно сформировать на отчетную дату отчет по остаткам запасов и по срокам их хранения, а затем сравнить указанные сроки с предельным сроком, установленным в учетной политике организации в качестве критерия обесценения (например, 90 дней).
Часто задаваемые вопросы
Квалификация оценщиков
Квалаттестат ДИ Ростовский И.Б.
Квалаттестат ДИ Беглецов А.В.
Удостоверение о ПК Ростовский И.Б.
Copyright © 2005-2023 ООО "ИБТ"
Назад к содержимому